ДЕНЬГИ. ПРОСТО ДЕНЬГИ

Вы помните «лихие 90-е»? Когда сказано было: обогащайтесь, и все граждане на постсоветском пространстве резко обеднели? Хотя нет, не все.  Некоторые люди, действительно, нажили деньги.

1

Нет, я не буду здесь клеймить наших олигархов, у них и без меня проблем предостаточно. Я — про  тех, кто увидел новые возможности, ушел от любимых стереотипов и сначала заработал, а потом и приумножил свой собственный капитал. Для этого кому-то пришлось отказаться от любимой профессии и перейти из учителей или инженеров в менеджеры по продажам; кто-то был вынужден переехать из любимого небольшого городка в шумный и грязный мегаполис и  долгое время ютиться на съемной квартире, месяцами не видя своих близких, оставшихся на родине; кто-то просто перестроил мышление, выбирая самые прибыльные схемы работы, анализируя каждую трату и не позволяя себе никаких сантиментов…  Они работали на свою небесную мечту.

2

У меня довольно много клиентов — владельцев малого и среднего бизнеса, которые именно так и начинали. В 90-е годы им было по 20-25 лет, здоровье позволяло пахать с утра до вечера (и ночью тоже), желаний возникало немерено — ведь это было поколение, выросшее в эпоху советского дефицита; и эти люди вдруг увидели массу нового: путешествия, красивые машины, уютные большие квартиры, загородные дома, статус и много еще чего, что дают деньги. И стали на это зарабатывать. Предвижу вопрос об обычном человеческом счастье. Отвечаю: у кого как. По-разному. И такое впечатление, что напрямую с деньгами это не связано.

Помню, был забавный случай, когда я проводила тренинг по переговорам на выставке. Участники выполняли упражнение  — по очереди разыгрывали в парах диалоги «менеджер — потенциальный покупатель», а потом мы всей группой обсуждали увиденное и услышанное. До сих пор вспоминаю задумчивый комментарий одного из участников (кстати, сейчас он — генеральный директор той же компании): «Ребята, я понимаю, что это все игра… Но каким же алчным огнем вспыхивают глаза каждого из нас при слове «деньги»! Как будто  лампочки включают!».

money-world

С тех пор прошло много лет. И почти каждый из участников того тренинга  сегодня — либо владелец собственного бизнеса, либо высокооплачиваемый управленец. Заработали.

Хорошо ли, плохо ли — но те времена закончились. Опять резко выросло количество индивидуумов, которые готовы на неинтересную и низкооплачиваемую работу, лишь бы не приходилось сильно напрягаться, а зарплата была стабильной. Что ж, таково следствие «тучных 2000-х» и последующих кризисов. Но все-таки появились люди, которые узнали «вкус денег» и решили для себя, что это им нравится…

Много общаясь со, скажем так, небедными людьми, я составила своего рода  памятку для человека, который хочет жить… нет, не богато, к этому слову у нас не самое лучшее отношение; скорее — зажиточно. И вот так она выглядит:

4

  1. Деньги очень важны. Большую часть человеческих неприятностей можно существенно облегчить, если есть деньги. Отменить — нельзя, и это тоже надо помнить.
  2. Деньги сами по себе ничего не значат. Человек, зацикленный именно на деньгах, а не на тех возможностях, которые они дают, проживает очень скучную жизнь. Деньги — это возможности. Поэтому, мечтая о деньгах, надо мечтать о совершенно конкретных вещах, которые ты сможешь с их помощью привнести в свою жизнь.
  3. Деньги любят защищенный тыл. Сделай свой денежный неприкосновенный заказ: сумма должна быть такая, чтобы ты со всей семьей мог, ни в чем себе не отказывая, прожить на нее три месяца — или шесть месяцев, но скромно.
  4. Деньги и в самом деле любят счет. Поэтому надо знать, откуда они приходят (с этим обычно все более-менее ясно) и, самое главное, куда они уходят. Ограничивать себя в тратах или нет — решишь потом, когда будешь видеть все «черные дыры».
  5. Не копи на «черный день» — это плохая мотивация. Определи для себя и своей семьи основные риски, чтобы знать, сколько «стоит» каждый из них. Тогда возникает конкретика, и ты понимаешь, надо ли, и сколько именно, если надо, стоит  «отложить» на каждый риск.
  6. Обучай детей правильному обращению с деньгами. Не давай им деньги без меры и в ответ на каждую просьбу. Обязательно приучай детей к работе за деньги — только не дома, а у настоящих «хозяев».
  7. Не держи деньги в трехлитровой банке, в чулке или под ковром. Деньги должны работать. В нашей стране все, что связано с инвестициями, очень непросто. Поэтому найди себе добросовестного профессионального советчика, который поможет тебе сориентироваться с вложением денег.
  8. Приучай себя думать так, как думает человек со средствами. Каждая новая идея, требующая денежных вложений, должна внимательно рассматриваться, как бы фантастично она не выглядела вначале.
  9. Стив Джобс как-то сказал: «Чем больше я общаюсь с людьми, тем больше я убеждаюсь в том, что в целом у них есть одна цель — стать самым богатым покойником на кладбище». Он был абсолютно прав. Жить надо сейчас, и деньги помогают это сделать особенно успешно. Кстати, Стив ничего не говорил о том, что хорошо быть самым бедным покойником на кладбище.
  10. Деньги в нашем несовершенном мире — как еда или вода. Человек не сможет жить без еды и воды. Но и живет он тоже не для того, чтобы есть или пить. Деньги — это одно из важных условий стабильности и развития.

muuk

Честно скажу — не все пункты из этой памятки мне удается применять систематически. Но большую часть  — применяю. Они точно работают. Желаю и моим коллегам по клубу друзей денег взять отсюда для себя что-то полезное.

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

78 Comments

  1. Svetta 22.07.2016

    Да, полезно так по полочкам разложить практическую часть про деньги. Очевидные вещи, однако же далеко от всегда думаешь, что это важно. Спасибо!

    • Я несколько раз сталкивалась с тем, что для очень большой части людей все это — не такие уж очевидные вещи. И они на эту тему вообще никогда не задумывались.

  2. Наталья 22.07.2016

    Елена, как хорошо всё написано! Не устаю повторять, что деньги — не мерило счастья. Деньги дают свободу. Свободу выбора стиля жизни. И они же, являются инструментом проверки социальной зрелости человека. Правда, сия лакмусовая бумажка, иногда показывает такое!!!

    • Лакмусовая бумажка показывает то, что есть, но не имело повода проявиться. Странновато, конечно, наблюдать подобное со стороны, но, с другой стороны, лучше что-то знать про человека, чем не знать.
      И еще — иногда, внезапно получив большие деньги и перебесившись, люди возвращаются в норму.

  3. Наталья 22.07.2016

    Елена, всякое бывает в этой жизни. C’est la vie, как говорят французы. Историй знаю немало, когда внезапные деньги ломали жизни и судьбы людей. И людей, которые не вынесли испытания деньгами. Даже не очень большими.

    • Тут назад не отыграешь, конечно… какие-то особенности спят в характере человека и, может, всегда бы и спали, если бы обстоятельства (в виде появления денег) не изменились. Вот тут-то характер и раскрывается во всей красе. Тоже своего рода «медные трубы».

  4. Larisa 23.07.2016

    Просто мыслить нужно не по старинке, как мы привыкли, а с учетом будущего и тех перемен, что произошли за много лет. Трудно, но вы верно написали все это должно работать. Деньги нужны для того, что бы тратить их, а не для того, что бы складывать в банку. Хотя и в запасе они должны быть, учитывая нестабильную обстановку.

    • В этом списке есть и пункт про создание «подкожного запаса»:) Однажды этот пункт меня здорово выручил.

  5. forourmen 23.07.2016

    По данной теме очень подходят две из моих любимых фраз. Жена Эйнштейна говорила, что ее муж, может делать абсолютно все, кроме денег. Фрейд и вовсе попал в точку произнеся: миром правят секс, жажда власти и чувство голода. И не слова о деньгах, как верно подмечено в посте, деньги — это промежуточный материал к достижению цели.

    • Мне кажется, с конца 90-х годов в нашей стране парадигма поменялась: людей так прижало, что, по-моему, они стали ставить деньги во главу угла всегда и везде. Причем, именно ДЕНЬГИ, а не возможности, которые на них можно приобрести.

    • Нина 23.07.2016

      Я вот тоже про жену Эйнштейна вспомнила. Мы просто на днях были в музее Эйнштейна)))

      • Елена 25.07.2016

        В течение довольно-таки длительного времени люди жили в состоянии «если что — тогда крышка», потому что понимали — любые вопросы, связанные с нестандартными ситуациями (рождение, смерть, болезнь, судебные дела и т.п.), решить без денег не трудно, а невозможно. Вот оно и зафиксировалось.

      • Елена 25.07.2016

        Мне кажется, Эйнштейн вряд ли придавал большое значение вопросу денег. Если бы для него это было актуально — то и деньги бы научился делать:)

        • land_driver 26.07.2016

          Еще в советское время ходила поговорка, типа, «Что такое наука? Наука — это возможность удовлетворять собственное любопытство за государственный счет». Вот Эйнштейн и удовлетворял. Деньги ему были не нужны

          • Надеюсь, его супруга разделяла его точку зрения, хотя бы частично…

  6. land_driver 23.07.2016

    Как говорится, послушай чужой совет и сделай по-своему

    • land_driver 25.07.2016

      Это я к тому, что ты написала 10 советов, которые надо прочитать, осознать, но все равно — все сделать по-своему. Иначе какой смысл в этих советах?

      • Людям проще учиться на своем собственном опыте. Если человек даже задним числом понимает, что предложенная ему модель таки работает — это тоже хорошо.

        • Наталья 28.07.2016

          Только многих и собственный опыт ничему не учит!

          • Раз — не учит, два — не учит, три — кого-то уже и учит (не всех, согласна). Людям свойственно верить в свою исключительность, наверное, поэтому, даже полученные «шишки» не каждому помогают.

  7. Как все правильно расписано Леночка — все пункты. Хоть какой — то запас должен быть, но: Цитата из статьи -Не копи на «черный день» — это плохая мотивация. Мысли материальны, это уже никто не сможет отрицать. Сделать копилку изобилия, денежный магнит, копилка процветания — все только самые положительные названия. У меня подруга копила на черный день, накопила много и всем говорила: «Вот грянет черный день, а у нее денежные запасыыыыы… А вы голо*опые не собираете, как думаете жить, когда грянет этот день…» И смеялась. У нас действительно почти у всех было в обрез под расчет, но жили. Девчонки все по разному реагировали: кто уговаривал ее сменить пластинку, кто — то говорил, что действительно у подруги на носу черный день.

    И в одночасье грянул на нее черный день, да не черный день, а черная полоса длиною 7 лет) Все деньги ушли влёт, не буду рассказывать здесь про ее ситуации, но мы все от души жалели ее и как голопопые, помогали как могли копейками и даже продуктами. Она потом сама поняла и призналась: «За что боролась, на то напоролась, сама накликала этот день, а точнее полосу. Досмеялась над всеми, все теперь стороне, а она в бороне.» И действительно, я который раз убеждаюсь, что Провидение зорко сторожит каждого и все под контролем — нас ведут) Сверху. Хорошо помню пословицу, которую говаривала моя бабуля: Не смейся над чужой бедой, своя за плечами ходит. Оно ведь так и есть, нельзя смеяться над людьми, возвышаться, злорадствовать. Будь попроще, но не проще амёбы конечно и будет все хорошо.

    Те, кто стремился, тот добился, добиваться скажу вам не айс, но возможно. Приходится переучиваться, перестраиваться — в общем полнейшая реконструкция мышления в первую очередь. Стереотипы умерли, но так мучительно у многих они умирали эти стереотипы. А другие потихоньку пережили: ни шатко, ни валко — без потрясений и вхождения в новые технологии мышления. Мы ведь все разные. Еще в советское время я всяко подрабатывала: вязала — продавала, шила на заказы — собрала норм клиентуру и шила, в основном у меня были женщины из администрации. Приходилось спать по копейкам, зато за две ночи и плюс вечерние часы я спокойно могла сшить женский костюм — прошла хорошие платные курсы еще в Казахстане, дорого тогда заплатила за три месяца: 30 рублей. Но выкройки у меня были до миллиметра.

    Когда работала на заводе, познакомилась с одной женщиной, стюардессой, она с летунами привозила коробки сигарет, в стране Каз ССР в то время был напряг с куревом и у меня вовсю улетали сигареты упаковками. Кофе, ковры, очки из Таджикистана… все подряд, что можно было продать — продавала. 5 км — граница Афгана, а мы прицепимся автомобилем к грузовику сбоку (специально ждали грузовую), чтобы не было нас видно и едем на свой страх и риск в один и тот же поселок — нас там уже знали. Но вот 1989 и до 1991 получился напряг во многом… тяжело вспоминать. Пережили.

    Деньги я никогда не ставила выше, чем им положено быть: деньги должны работать на человека, а не человек на деньги. Вот Леночка Вы верно все написали во всех пунктах и также согласна с Вами: я тоже не всех пунктов придерживаюсь, стараюсь придерживаться, но не всегда получается на 100 % Минимум 5, бывает 10% откладываю + денежный магнит каждый месяц. Бывает, увеличиваю его, бывает — нет. Ситуации разные бывают в жизни.

    • Елена 25.07.2016

      Да, этой женщине не позавидуешь. Действительно, такое впечатление, что она сама призвала «черную полосу».
      А стремиться — это, знаете, не у всех получается. Часто хочется сказать, когда видишь, что человек молча и безропотно сидит в болоте: «Ленится! Не хочет напрягаться! Боится потерять свое болото!». Но мне кажется, реально — силы у всех разные. Вот то, что Вы пишете о себе — снимаю шляпу. Вы — человек уникальной силы воли и энергии. И я не думаю, что это многие смогут повторить.

      • Я еще в детстве фантики продавала с дорогих шоколадных конфет по 1, по 2 копейки и собирала себе на мороженое. Даже родители подружек ставили меня в пример. А мне пример было с кого брать. Дедуля получал 65 рублей пенсию + мамина зарплата и деда ходил собирал бутылки стеклянные и потом сдавал их. Я нарыпала это дело, смикитила что по чем… И однажды дедуле собрала приличный запас бутылок.

        У нас через две остановки была пивнушка: мужчины пили пиво из бутылок и бутылки выбрасывали — я была начеку. Мужики увидали это дело и давай мне собирать бутылки. Покупали со стоимостью бутылки и складывали в сумки разные, показали, где они прячут их. А предварительно спросили: Где твой папа? — Бросил, мы с дедушкой собираем бутылки, пенсия маленькая, мама тоже работает, но маленькая зарплата. Я привела дедулю на запас бутылок, мужики увидали деду моего: Константин Исаевич, ну что же ВЫ не сказали, что собираете бутылки…

        А дедулю моего хорошо знали в округе, хотя жили в городе: кузнец всю жизнь, безотказный был в любой помощи и многое другое — огороды копал, заборы мастерил. А потом получилось, что на машине приезжали и вместе с дедушкой ехали на прием стеклотары, помогали ему выгрузить — сдать и привозили домой, предварительно заехав в магазин и купив продукты. Деда смеялся: ну внучка, быть тебе большим директором.

        По поводу сил Леночка. Все дело в том, что не всем и всегда встречается волшебный пинок, дружеская поддержка, просто слово одобрения со стороны — я всегда попадала в такие круги, где меня поддерживали даже взрослые — не по возрасту была я практичная. Я поддерживала даже очень слабых по уровню энергии, у меня в одной структуре девочка была сирота, ее воспитала бабушка и вот насколько над ней прикалывались и смеялись сильные, она сейчас уже Бриллиантовый директор в Орифлейм. Я уехала тогда из города по своим семейным обстоятельствам, но мы созваниваемся.

        И она мне сказала святую вещь: Не всегда и не всем везет в жизни на встречу с такими уникальными людьми, как ты Надежда. Как она царапалсь и вылезала и получилось. А другие забросили, потому что МЛМ — это пахота, да Вы сами знаете этот бизнес. В основном сами знаете: все, даже хорошее рубят на корню. Я тоже часто ошибалась в разных направлениях, давала задний ход, но не переставала искать, тогда я не понимала слово возможности, я искала способ заработать денег побольше и все получалось, пусть немножко — но мои.

        В Дунгановку ходила полоть морковку, чесночные стрелки дергать и многое другое за 2-3 рубля в день. нас кормили, мы спали в обед, Дунгане очень добрые и душевные люди — это китайцы, которые сбежали в Казахстан и правильно вообще как мне объяснили потом — дункане, но я не вникала в эту суть. Я ростом была рослая, первая стояла на физре и хотя мне было 11-12 лет, мне всегда давали лет 15-16. Возможно потому, что рассуждения были недетские, вид лица другой — не детский и видела, как мои дедушка с бабушкой считали деньги и как старались экономить на многом.

        Но в 4-ом классе я зимой ходила в цигейковой шубе — стянулись и купили за 115 рублей, хотя и б/у, но почти нулевую. Потом эту шубу носила моя подружка, потом ее брат младший — мама продала подешевле. Видимо мои поползновения к деньгам видела Вселенная, Бог, Высшие Силы. А я такой и осталась и мне никогда не жалко доброго слова для кого угодно и всегда люблю изучать что — то новое, а потом уже приходит осознание, что можно заработать и здесь.

        • История про деда очень сильная. А он не обижался на Вас, что Вы его «рассекретили»?

          • Нет Леночка, деда не обижался на меня НИКОГДА, он меня очень сильно любил, очень сильно. Мы тогда начали жить более свободно, благодаря бутылкам, которые привозили потом из разных пивнушек, сгружали во дворе, а потом везли деду и мешки с бутылками в приемную стеклопосуды.

            Я выросла без отца и звала его деда — папа. Однажды на меня повысила голос тетушка и мне показалось от страха, что она замахнулась на меня, младшая мамина сестра, а я росла без крика на меня.

            Я напугалась и рванула за дом — за хату, как в семье говорили и бежала и кричала: Ой деда — папа, меня убивают. Деда выскочил с молотком… разборка была жесткая. Тетушка потом меня обняла: Да я ведь просто рукой махнула и это правда была. Но я выросла небитая и без повышения голоса.

            Потом уже нечаянно услышала, как дедуля в летней кухне выговаривал младшей дочери, тетушке моей: Как ты могла поднять голос на Надюшку, она же маленькая, потом она привыкнет вот так повышать голос на всех в жизни и будет думать — что это правильно, думай, что делаешь, ты ведь взрослый человек.

  8. Галина 25.07.2016

    Я раньше никогда не задумывалась об этих…правилах. Жила, как живется, денежки старалась откладывать, особо не тратить…и..их никогда не было (точнее всегда не хватало). Потом пересмотрела свое отношение к ним. Не помню где, но где-то прочла подобные советы и мнения..и..сейчас все совсем иначе, дела пошли на лад =)

    • Знаете, а многие не задумываются. Мне кажется, такие вещи идут или из семьи (а это не очень принято в нашей культуре), или в результате какой-то важной встречи с умным человеком, который поможет задуматься на тему денег, или что-то внутри происходит, и количество переходит в качество — отношение к вопросу финансов меняется.

      • Наталья 01.08.2016

        Елена, всё это было в нашей культуре. Просто, в результате известных событий, отметалось и не приветствовалось. Но в некоторых семьях эти знания передавались от поколения к поколению.
        А до любых действий надо «дозреть». И не всякие знания, что пошли на пользу одному, пойдут на пользу другому. Как и общение с умными людьми!

        • Ох, Наталья, а когда ж оно было-то? При варягах? При царе? При большевиках? Не было ведь в нашей стране условий для этого никогда. Мне кажется, что пресловутые «некоторые семьи» — скорее исключение из правил. А все остальные дозревают или не дозревают.

          • Наталья 05.08.2016

            Елена, было! Поэтому и были династии купцов, заводчиков — это те, о ком написано в истории, были зажиточные крестьяне и интеллигенция, казаки — те, кем не интересуется глобальная официальная история. Я не просто так говорю. Все, кого назвала во второй категории, имеют ко мне прямое отношение. И я точно знаю, что у них у всех были эти знания. Но они не передали их должным образом моим родителям или они, родители, эти знания не приняли — вот в чём вопрос! То, что я запомнила из рассказов прабабушек, постепенно всплывает в памяти. И то, это пришло только тогда, когда возникла в этом необходимость. Почему это не пришло раньше, когда в моей жизни были БОЛЬШИЕ деньги? А может и приходило, а я просто отмахивалась?

          • Все в свое время происходит. Увы, мы не так уж часто можем на что-то такое повлиять.

          • Наталья 06.08.2016

            Время разбрасывать камни и время собирать их?

          • А я, кстати, очень люблю эту цитату из Экклезиаста: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру». Чем дольше живу на свете, тем больше осознаю ее глубину:). Действительно, все приходит в свое время — как бы мы к этому не относились.

  9. Alejandro 26.07.2016

    Здравствуйте Елена, у вас представлен отличный практический взгляд на деньги. Но я представлю — глобальный взгляд, здесь всё просто: деньги созданы для порабощения людей. Глобальная экономика построена на деньгах которых нет, не было и никогда не будет. На современном этапе деньги представляют собой лишь цифры в компьютере — буквально так, как вы работаете в excel. Деньги ничем не обеспечены: банки могут давать в кредит денег в 10 раз больше, чем у них есть — буквально создавая деньги из воздуха — просто вбив их в компьютер (это правило меняется — хотят отменить и это ограничение — и некоторые отменяют). В общем — это тезисно, но если разобраться — то так всё и есть.

    • Соглашусь. Я где-то читала, что с развитием информационных технологий сильно изменится и отношение к деньгам. НО пока еще старая модель работает. И нравится она или не нравится (мне — не нравится) — а приходится с ней считаться.

      • Наталья 09.08.2016

        Скоро деньги только в коллекциях увидеть можно будет. Ещё не так давно банковские карты были для нас экзотикой. А сейчас ими пользуется очень большая часть населения. И даже маленькие дети думают, что деньги — это карта. Это я по своей внучке сужу.
        Приносит мне на днях карту для оплаты игры на аттракционах в развлекательном центре и говорит: «Баба, пошли в магазин. У меня есть карта!», — и показывает мне эту карту. Я ей начинаю объяснять, что эта не та карта. А она мне в ответ: «Ты не понимаешь! Этой картой платить нужно. А деньги — не нужны!» Вот так! А ребёнку -три с половиной года.

        • Лет пятнадцать назад мой друг, проживший несколько лет в США, рассказывал. что встречал там людей. которые никогда в жизни не видели 50-долларовую купюру — настолько они уже привыкли к карточкам. Наверное. и у нас через какое-то небольшое время все забудут, как выглядит наличка:)

  10. Елена, памятка отличная, согласна со всеми пунктами, правда, не всем пунктам получается следовать. К некоторым пришла уже давно, жизнь подсказала. Что-то пришло совсем недавно. Например — «чёрный день». Именно так никогда не говорила, но что-то подобное, пусть в более мягкой форме сидело всегда в голове — надо иметь копейку за душой, мало ли что может случиться. Раньше не было информации, что мысли материальны и тому подобное. Даже когда и появилась такая информация, я не сразу её приняла. Сейчас на некоторые вещи стала смотреть по другому и на «мало ли что может случиться» точно денег не откладываю.

    • Я от одной женщины когда-то услышала: «Кто ждет «черного» дня — у того вся жизнь черная!».

      • Надежда Суптеля 27.07.2016

        Верно Леночка: кто что ждет, это событие придет. Мои дедуля и бабуля откладывали деньги понемногу, практически по копейкам и приговаривали оба в голос: Богатый запас пополнился. И знаете, как ни жили, а всегда все было в доме в смысле продуктов, одежды, обуви. Практичность семьи. И сколько помню, негативных слов в семье никто никогда не говорил. У мамы давление было высокое, но никогда не говорили, что давление или голова болит, а давление маму било в те времена…

        Дедуля говорил: Сейчас мама отдохнет, поспит и встанет, как бравый солдат. Я допытывалась: А почему мама спит? Деда мне отвечал: Мама работает на работе, дома все дела делает, после большой работы любой человек имеет право отдохнуть днем. Вот так я и выросла, как все дети, но порой была такая разбишака)))

        • А вот интересно — люди очень часто мечтают о «деньгах», не очень хорошо себе представляя сумму, которая поможет им чувствовать себя комфортно и реализовывать какие-то желания. Очень часто слова «богатство» и «бедность» пусты изнутри. потому что люди туда вкладывают только свои страхи-мечты и более ничего. Похоже, что Ваши бабушка с дедушкой понимали, что такое богатство, когда «колдовали» на пополнение богатого запаса.

          • Надежда Суптеля 30.07.2016

            Верно. У них не было пустоты и пустых мечтаний, они знали, сколько пенсии каждый месяц, сколько мама моя получит и сколько деда накалымит, ведь каждый месяц было все по разному. Алименты от отца на меня мама получала копеечные. И дедуля с бабулей все строго распределяли. Плюс ко всему: заготовки летом — все ценилось, потому что все создавалось своими руками и своим разумом. И меня приучали к этому с детства: спокойно, ненавязчиво и очень тактично. С моим мнением считались и уважали. Я не помню, в какой статье на блоге у себя я рассказывала об этом.

          • Здорово, когда взрослые уважают ребенка. И особенно ценно — когда с детства приучают обращаться с деньгами.

  11. Светлана 28.07.2016

    Раньше я откладывала деньги на «всякий случай» Сейчас у меня четко разграничены пункты накоплений: финансовая безопасность, на мебель (мой подарок дочери обещанный), на развитие блога, подарок себе. И определены суммы, которые нужно накопить. Программа сбербанк онлайн мне это помогает делать. Я не рекламирую, просто делюсь. Там есть возможность в автоматический режиме списывать деньги на определенные цели — это очень удобно. И не забудешь и не пожалеешь пополнить кубышку каждый месяц.

    • Сейчас много фишек появилось, которые помогают планировать. Главное — себя настроить та. чтобы не отключать эти напоминалки.

      • land_driver 01.08.2016

        Очень много от человека зависит, если он не привык копить, то никакие фишки и сбербанки онлайн ему не помогут. У меня есть такие знакомые — постоянно живут в долг. Я вообще не понимаю, как они так умудряются

        • О, я тоже таких людей знаю. По-моему, они испытывают от такого способа жить немереный драйв.

          • land_driver 13.08.2016

            А внешне выглядит, как-будто бы сильно переживают, что опять деньги стрелять приходится

          • Думаю, подобная перспектива никого особо не радует, даже гипотетическая.

  12. Татьяна 28.07.2016

    Да-а, без денег теперь никуда. :) Хотя и раньше так было. Чтобы ни говорили, а с ними спокойнее жить и встречать завтрашний день. Жалко, что теперь они так обесценились, хотя и основные ценности — не деньги. :)

    • По факту — обесценились, а в головах у людей, по-моему, стали еще более ценными и важными.

      • land_driver 14.08.2016

        Обесценились деньги или нет, это все условности. Вон в Белоруссии сейчас деноминацию сделали, это как считать, обесценились там зайчики или нет?

        • Думаю, что обесценились, при деноминации практически всегда цены округляются и вверх ползут.

  13. OKS-It 29.07.2016

    Деньги определяют в нашей жизни очень многое, хотя и не все, конечно. Тяготы жизни тоже легче переносятся, если есть деньги — если нельзя купить любовь и счастье, то можно купить хотя бы приличный заменитель.
    Собирать деньги надо. И они тем быстрее собираются, если понятно, на что, и понятно, сколько.

    • Только надо знать, на что собираешь.

      Про заменитель… наверное, да. Если тяжелая болезнь пришла в бедную семью, то в ней она переносится гораздо хуже, чем если семья богатая, и можно купить медицинскую помощь, уход, лекарства. И так во многих сферах.

  14. Спасибо за памятку, Елена! Со всеми пунктами согласен.

    А 90-е у нас, как мне кажется, могут в любой момент вернуться. Для этого многого и не надо — достаточно честолюбивому, безвольному и безразличному к судьбе страны человеку оказаться у Власти… И начнется новый Передел.

    • Ага, у нас ведь до сих пор очень легко спровоцировать панику — то гречку с солью начинают хватать, то телевизоры… Конец 80-х — середина 90-х у всех, кто это время застал, живо в памяти.

      • land_driver 15.08.2016

        Мне рассказывали, что в одном небольшом северном городке вовремя не приехал бензовоз на заправку, так что в городе целый день не было бензина. Народ решил, что все, капец пришел…

        • Город — вообще структура уязвимая. Чего-то не подвезли — и паника начинается.

  15. Да, про деньги это очень актуально. С интересом прочитала все пункты, в общем и целом все понятно и воплощается в жизнь, но есть и то, над чем еще нужно поработать. Самое главное это да, то, что деньги это просто инструмент, сам по себе они не так важны, но и без них мало что возможно. Так что надо найти эту золотую середину, баланс в отношении к ним, и тогда многое гораздо проще станет в жизни.

    • Вот именно, инструмент. А ведь часто люди, у которых — так сложилось — не было опыта обращения с деньгами, т.к. их хватало только на самое необходимое — уверены, что деньги суть огромная ценность сами по себе.

  16. людмила 01.08.2016

    К сожалению мы частенько бываем расточительны, потому что не планируем зараннее. В последнее время мы с мужем нашли для себя способ и у нас все очень хорошо получается.

    • Да, в общем, совсем все в нашей жизни тоже не распланируешь. Я несколько раз бывала в ситуациях, когда все было расписано до копейки. Получилось, но с большим скрипом и громадным нервным напряжением.

  17. Valera 01.08.2016

    Почти все хотят управлять и контролировать, сколько уловок на придумывали, а воз и ныне там.

  18. Андрей 08.08.2016

    Деньги, конечно просто деньги. Хорошо, когда просто много простых денег )))

  19. Ирина 17.08.2016

    Полезные советы)
    Деньги любят деньги — мне кажется, что это основное правило)

    • Оставется вопрос: как же приманить самую первую партию, которая будет привлекать остальные?

  20. Светлана Локтыш 28.08.2016

    В последний год работаю именно с тем, чтобы научиться определять, куда идут наши семейные деньги. Для меня это — сложная тема, целая наука. Обычно не люблю ни считать деньги у кассы или прилавка, ни прикидывать и подсчитывать что-то наперед. Но уже давно поняла, что это — именно психология бедняка так заставляет делать. Богатые деньги считают, потому что уважают. Нет счета — значит, нет уважения. Это, пожалуй, главный постулат в сфере денег за последний год, который вывела для себя. Как же тебя могут уважать деньги?!

  21. Нонна 01.09.2016

    Мне очень хочется, чтобы в моей жизни появилось достаточно денег, к сожалению, пока не получается. Что-то делать это хорошо, можно работать с утра и до ночи…………… но этого недостаточно. Все таки есть внутренние психические зажимы, убеждения от которых нужно избавляться. Если подсознание не верит в то что у тебя все получится, то будешь зря стараться, действительно ничего не получится. И без знаний ты не сможешь достичь успеха. Будь то очень простое занятие, например тоже самое ведение своего блога. Ну что тут такого — бери и пиши, но нет. И в этой области нужно многое знать и уметь.

    • Учиться везде приходится, а тем более — в деле, которое не получается сразу. Деньги — штука весьма тонкая, и если нет стереотипа обращения с ними, который передается в родительской семье (а в нашей стране подобное — не частое явление), то надо учиться этому стереотипу у кого-то или конструировать свой собственный.

  22. Bahus 24.09.2016

    Пахать можно молодым. Годам к сорока уже не попахаешь. Сказывается убитое во времена молодого пахарства здоровье. А здоровье деньги не вернут. Так что все хорошо в меру.

  23. andi 27.09.2016

    Елена, здравствуйте!
    Удивило, что в списке не увидел что-то вроде «любите деньги». Общался с людьми, которые позиционируют себя богатыми (об их реальных доходах мне неизвестно, да и не особо интересно). Так вот, на вопрос «любите ли вы деньги» они отвечали «Да».
    Если на слово «деньги» вспыхивает глаз это означает что человек деньги любит? Любить деньги и любить их зарабатывать вроде разные вещи. В первом случае это жадность, деньги складываются в кубышку, дабы над ними чахнуть, во втором — деньги отправляются в работу или на возможности, которые предоставляют.
    Стив Джобс, насколько помню, вообще за доллар в год работал. Как и многие «их» управленцы. Но это не значит, что они нищие:
    1. есть много акций компании;
    2. развиваю компанию, акции растут в цене;
    3. по необходимости продаю акции;
    4. …
    5. PROFIT!

    В этой стране вряд ли кто на такое способен. Разве что владельцы малого/среднего бизнеса, ограничивают себя, вкладываются в компанию, и получают солидную отдачу.

    Интересная у Вас жизнь (:

    • Да, у нас в стране многое по-другому. Ну да, собственно, и культура другая, и жизнь, и отношение к жизни, и вообще исторический период. Как бы ни печально это звучало, но мы живем в эпоху дикого капитализма.
      Думаю, если на слово «деньги» у человека вспыхивают глаза, то это, скорее, о том, что ему нужны деньги и, может быть, он готов работать, чтобы они у него были (или предпринимать какие-то другие действия для достижения тех же целей). А вот «любите деньги» в этом списке не было, ни один человек так не сказал.

  24. Роман 07.10.2016

    Все верно сказано, все подмечено. со всем согласен…
    Хочу для примера напомнить о том, что важны не деньги, а их количество. Ведь везде и во всем приходится упираться в эквивалент услуги или товара, который стоит денег. Даже в обычных игральных картах король, дама и валет ниже туза, а туз для тех, кто не знал — это деньги…

    • Желательно знать, какое именно количество надо каждому человеку, который озаботился вопросами управления собственными финансами. А то есть риск заиграться в игру «Чем больше, тем лучше» и не получить вообще ничего.

Comments are Disabled