Вы когда-нибудь пробовали выстроить свою персональную «шкалу негатива», расположив на ней события, которые рано или поздно случаются в жизни каждого человека — потеря работы, болезнь, инвалидизация, измена близкого человека, кража… даже не хочется вспоминать весь этот список! — в зависимости от степени воздействия персонально на вас? В глобальном смысле обо всех нас еще в 1967 году позаботились американские психиатры Холмс и Рей, которые создали шкалу социальной адаптации, в народе чаще именуемую шкалой стресса. Они составили шкалу из 43 пунктов. Каждый пункт — важное жизненное событие, и ему соответствует определенное число баллов. Причем, авторы шкалы не концентрируются на негативе: они рассматривают события именно как важные и потенциально стрессогенные. Почитать о тесте и пройти его можно здесь. О том, как разговорный гипноз может помочь работать с негативом — читайте дальше.
Но я сейчас о другом. О том, что любые негативные события, которые происходят с нами в жизни, особенно опасны тем, что после них остается. А остается от них чувство разочарования. Толковый словарь С.И. Ожегова трактует разочарование как «чувство неудовлетворенности по поводу чего-то несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя». Ничего страшного, казалось бы, да и невозможна жизнь без разочарований, да и повзрослеть человеку, ни разу ни в чем не разочаровавшись, невозможно. Получается, разочарование — дело житейское? Угу, житейское. И обойтись без него нельзя, точно. Но отчего же так больно-то бывает? Мое предположение: прав был знаменитый немецкий писатель Эрих Мария Ремарк, который написал: «…Иной раз кажется, что к разочарованиям можно привыкнуть. Но это не так. С каждым разом они причиняют все большую боль. Такую боль, что становится жутко. Кажется, что с каждым разом ожоги все сильнее, и с каждым разом боль проходит все медленнее».
Ага, договорились до сути: проблема не в самом разочаровании, а в том, что оно каждый раз переживается все больнее, и болит все дольше. Ведь разочарование — это что? Когда сначала существуют какие-то чары, то есть колдовство, обман, мираж. А потом чары развеиваются и вдруг приходит осознание, что все не так, как ты думал. И это весьма неприятно.
А коль скоро такие ситуации повторяются, то кроме боли от очередного облома, добавляется еще и досада на то, что «опять это со мной случилось» — по принципу замечательной поговорки про грабли, и это, безусловно, жизни не облегчает. А самые большие любители заниматься саморефлексией непременно додумаются также и до факта собственной заурядности в этой жизни (неужели я такой же, как все — иначе почему ЭТО могло со мной случиться?!) и огорчатся еще и по этому поводу.
Если разочарование — это боль, то… с болью, в том числе и душевной, можно работать с помощью разговорного гипноза. И — хотя такое искушение может возникнуть — отнюдь не с помощью структурирования амнезии. Может помочь гипнотическая регрессия, но это — чисто клинический вариант, когда человек, понимая, что у него проблема, обращается за помощью к специалисту. Незаметно применить разговорный гипноз тут вряд ли выйдет. Но… есть интересный способ, о котором я хочу вам рассказать. Проверено сначала на себе, а потом еще в нескольких десятках ситуаций.
Лет восемь назад я проходила длительное обучение по одному из направлений в коучинге. Шел второй год курса, люди в группе все перезнакомились и передружились, а многие уже начали вести совместные проекты; почти все участники обучения привыкли к очень непростому по характеру преподавателю, приехавшему учить нас уму-разуму из-за океана… Последнее — адаптация к стилю преподавателя — лично мне давалось с трудом: то ли разница в культурах мешала, то ли стиль его общения с группой был для меня тяжеловат, сейчас уже не ответить на этот вопрос. Факт остается фактом: каждая новая сессия давалась мне с большим трудом, и я регулярно грызла себя за то, что опять заплатила большие деньги и потратила много времени, а получила за это только отрицательные эмоции. От сессии к сессии (два года, напоминаю!) разочарование становилось все сильнее. Вроде бы, не нравится — прекрати все это, но нет: я себя вела аккурат по поговорке про мышей, которые кололись и пищали, но продолжали грызть кактус, потому как меня удерживала надежда на то, что я таки получу здесь то, за чем пришла.
Каждая учебная сессия длилась по шесть дней, с понедельника по субботу. К третьей сессии я была в таком состоянии, что уже в четверг утром испытывала жуткую усталость, раздражение, и жгучее желание с кем-нибудь поругаться. Поскольку в группе было много практикующих психологов, они, глянув на меня профессиональным оком, мигом ставили диагноз: «Сопротивление… это хорошо, значит, процесс идет!», но облегчения это не приносило. К концу четверга у меня начиналась сильная мигрень, и я уже плохо соображала — где я, и что мне надо делать, и почему ЭТО происходит именно со мной (потом, стати, выяснилось, что я была не одна такая сопротивляющаяся — просто, увлеченная своими страданиями, я не заметила таких же проявлений со стороны части коллег).
Избавление пришло лишь на предпоследней сессии и оттуда, откуда я не ждала. У нас в группе была симпатичная молодая женщина по имени Настя — удивительно коммуникабельный и быстро располагающий к себе человек. Обратив во время обеденного перерыва внимание на мое страдальческое лицо, Настя спросила сочувственно: «Голова болит?». У меня хватило сил только на то, чтобы кивнуть, и Настя внезапно спросила: «А хочешь, я тебя моментально вылечу?». Я так удивилась, что у меня на секунду даже мигрень отступила… но, увы, только на секунду. «Конечно, хочу, только, знаешь…», — начала я рассказывать о том, почему она не сможет мне помочь. У меня было очень сильное желание поделиться с ней (раз уж она подставилась) всем своим негативом и подробно рассказать обо всем, что меня не устраивает и в процессе обучения, и в моей реакции на то, что меня не устраивает, и то, что меня не устраивает в том, что меня не устраивает… Но Настя не стала слушать. Она скомандовала мне: «Ну-ка, подними руку!». Я автоматически подчинилась. Настя продолжала: «Теперь смотри на нее» — я стала смотреть, не успев даже подумать о том, зачем это делаю. Приблизительно через семь-десять секунд Настя выдала новую команду: «А теперь резко брось руку вниз и скажи: идите все на…!!!».
До этого дня я никогда не материлась. А человек, который использовал мат, сразу же падал в моих глазах чрезвычайно низко. Но я не успела об этом вспомнить. Я бросила вниз руку и автоматически повторила за Настей всю эту фразу. Потом, задним числом, я воссоздала в памяти удивленные взгляды коллег, которые за нами наблюдали, но в тот момент я ничего не заметила. Настя, в очень быстром темпе, продолжала: «А теперь — еще раз, то же самое! И еще раз! И еще!». Короче говоря, раза четыре я все это проделала и лишь потом возмутилась: «Настя, ты с ума сошла?». А она улыбнулась и спросила: «А как голова, не болит больше?». Голова не болела. Совсем. И ставшего уже привычным чувства недовольства собой тоже не было. И вообще, до конца курса мигрень больше не приходила.
Что же это такое было? Я таки потом воссоздала всю схему, которой воспользовалась Настя — между прочим, опытный гипнолог. Итак:
1. Создание между нами прочного контакта и углубление транса, в котором я и так находилась из-за чувства боли — тривиальный вопрос: «Голова болит?» — на который я ответила утвердительно.
2. Создание легкого замешательства — вопрос: «А хочешь, я тебя моментально вылечу?» — мне больно, плохо, небо с овчинку кажется, а тут кто-то обещает моментально избавить меня от страданий — да быть того не может!
3. Усиление замешательства — игнорирование моего желания «поговорить об этом».
4. Углубление транса через фиксацию внимания — команды: «Подними руку. Теперь смотри на нее!».
5. Директивный гипноз + физическое действие, которое в невербальном общении обозначает отказ от чего-либо («на все махнуть рукой») + еще более значительное усиление замешательства — ускорение темпа общения, безапелляционный тон, предложение совершить бессмысленное, да и неприемлемое (как я думала) для меня в культурном плане действие — команда: «А теперь резко брось руку вниз и скажи: идите все на…!!!».
6. Усиление эффекта от реализации пункта № 4 за счет его неоднократного повторения.
7. Резкое выведение меня из состояния транса — вопрос: «А как голова, не болит больше?».
Порочная цепочка была разорвана. Так работает замешательство в гипнозе.
Подпишись на рассылку публикаций!Понравился пост? Поставь свой Лайк!
Comments are Disabled
Мне очень подходит!
Только, пожалуйста, в социально приемлемых формах…
Вот еще! Работать не будет!
Как положено уж отработаю!
Обязательно потом расскажи, что и как. Если цела останешься
Ой, таки, что мне сделается, машу себе и машу)
Так прямо живо и представляю тебя, дубасящей стол и посылающей всех куда подальше
Стола не было. Получилось красивое движение в стиле «Размахнись, рука, раззудись, плечо!», и с каждым разом оно выходило все эффектней и эффектней. А у присутствующих, конечно, от такого случился когнитивный диссонанс — такого они от меня никак не ожидали… да и я тоже не ожидала.
В Сети анекдот встретил: «Помощь психолога — это, конечно, хорошо! Но просто поорать матом гораздо дешевле…», так у вас все получилось прямо по нему.
Сильно понравилось, что вы так по полочкам разложили всю работу этой Насти. Это вы что, любой разговор так можете?
Видно, поэтому у нас в стране все никак не сформируется традиция решения проблем с помощью психолога — слишком богатая ненормативная лексика предлагает иные пути:)
В принципе, любой текст можно так разложить, другое дело, что не все эксперты согласятся с однозначной трактовкой.
Хорошая методика. Запомню. Возможно, кому-нибудь смогу помочь.
Она, кстати, и для себя, любимой, годится… только без свидетелей желательно:)
А мы на работе тоже таким методом пользовались. Иногда так доставала вся эта спешка и накручивание, что нервы не выдерживали. Вот тогда и посылали кого-то далеко, правда про себя (как мой муж говорил — мы же люди интеллигентные). А потом думали, дойдёт он туда куда послали или не дойдёт, тут и отпускало окончательно.
Выпускать чувства — вообще штука полезная, по крайней мере, время от времени. А я этот случай особенно люблю вспоминать еще и потому, что разочарование тогда было очень сильным, винить в неверном выборе курса можно было лишь себя. И если бы не Настя, то, вполне возможно, я бы все это либо бросила, либо пришла к финалу уж совсем умученная своим же негативом.
Ну и насмеялась я, Леночка! Как у Насти все ловко получилось! А знаете, когда то заведующий нашего отделения тоже многих коллег лечил с помощью ненормативной лексики, и знаете, отлично помогало. И еще я с вами согласна, что последствия разочарования от утраченных иллюзий намного тяжелее самого разочарования…
Ну, Настя — это вообще уникальная дама! Она очень светлый человек, хотя не скажешь, чтобы жизнь была очень простая. И рассчитала, она, конечно, все точно. Меня и тогда, и сейчас более всего поразило, что боль исчезла прямо моментально, вот была — и ее уже нет.
Насчет последствий от разочарований — мне как-то в руки попала любопытная статистика (не наша, европейская). По ней получалось, что едва ли не в половине случаев сильное разочарование ведет к довольно серьезным гормональным сбоям, и как потом организм с этим справляется — неизвестно.
Держать в себе все переживания и накопившееся разочарования очень тяжело, по себе знаю… Есть люди, которые не могут в себе держать негатив и выплескивают его на других, после чего, становится легче, их еще энергетическими вампирами называют, вроде как. Я так не могу, буду держать в себе до последнего, пока окончательно не взорвусь, что плохо… По этому, такого рода разрядки нужны, теперь буду знать, как помочь другим, в случае чего.
Переживания — еще ладно, особо не подержишь, в какой-то момент терпение отказывает, и они выплескиваются. С разочарованиями хуже: вроде, все себе объяснила, и даже убедила себя, что «все, что ни делается, все к лучшему» — а осадок-то остается! И потом психосоматические проблемы, вот как у меня с той мигренью.
Я тоже противница мата! Но в лечебных целях и в маленькой дозировке… Тем более, по назначению врача…
Может быть, для меня самую важную роль в этом эпизоде как раз и сыграл тот факт, что для меня мат неприемлем. Замешательство получилось такое, что дальше некуда — а на фоне замешательства очень быстро меняется работа мозга. Кстати, что интересно: столько лет уже прошло, а я до сих пор, вспоминая эту ситуацию, удивляюсь тому, как быстро все произошло, и насколько эффективной оказалась «терапия».
Помните рекламный слоган; «Шок — это по нашему!» Шок и сделал своё дело.
Рекламу помню. А ощущения и впрямь были близки к шоковым.
Пожалуйста, заходите почаще!
Вот бы в политике, начали применять именно этот метод. Так и вижу — на чиновника все давят.. давят.. копают.. копают, сколько же денег украл, а он всем направление на юг, с ходу! Вот была бы потеха.
Ну, может, в более сглаженном виде, но, по-моему, они часто так и делают.
Если серьезно, то работа чиновника считается одной из самых «выгорательных» и стрессогенных. Действительно, чиновнику крайне трудно выполнять свои должностные обязанности, система не позволит. Тем не менее, стремятся туда люди, в чиновники, и весьма активно.
Я прочла о последствиях разочарований в комментарии вашем. Это в большей степени касается женщин. Именно они от последствий разочарования испытывают проблемы со здоровьем и чаще всего с женскими половыми органами и молочными железами. Мастопатия, онкология, заболевания матки и придатков… Для мужчин же, чаще всего проходит без проблем подобное состояние (в самых редких случаях — суицид). И только малый процент мужчин получили проблемы с простатой.
Я встречалась с этой статистикой. Выглядит страшно и убедительно. И очень не хочется верить.
Да, иллюзии строить мы горазды. Избыточный потенциал переворачивает наши ожидания с ног на голову, — иногда, как в Вашем примере, в буквальном смысле)) Что ж, и такие пути избавления от разочарований имеют место быть)))
Есть вариант разочарования, когда человек ждет гораздо большего и, не получив ожидаемого, расстраивается. А иногда оказывается — спустя какое-то времени — что он ждал вообще чего-то принципиально иного — вот это уже тот самый вариант разочарования, когда плохо, и непонятно, почему. Мне кажется, у меня бьл как раз такой случай.
А ты была разочарована? Мне что-то так не показалось. Устала, голова болела, все достало, как результат — захотелось все послать, нашла человека, который квалифицированно помог тебе это сделать — это было, а разочарованием, мне кажется, ты просто все перечисленное выше обозвала, самый близкий по смыслу термин. Вот она — волшебная сила гипноза — самому что-то придумать, убедить в этом окружающих, да еще и самой поверить!
«Устала, голова болела, все достало» — это как раз и было следствием разочарования. Причем, в моем случае оно оказалось растянутым во времени: каждый новый цикл обучения показывал, что я вновь не получила ожидаемого.
Человека, который квалифицированно помог мне «послать» я не искала, Настя сама нашлась. Это, к слову, одна из частых проблем при разочаровании (точнее, при работе с его последствиями) — человек недооценивает размер бедствия и не обращается за помощью к специалисту. А потом оказывается, что там, где можно было обойтись поддержкой психолога или психотерапевта, уже приходится обращаться к услугам медицины.
Отличный способ, судя по тому, какой эффект он дал ))) Хотя насчет разочарований сказала бы, что с годами, наоборот, научилась переживать их легче и вообще стала меньше разочаровываться, хотя когда-то в юности разочарования во мне много переживаний вызывали. Может, просто стараюсь не очаровываться, как говорит Погодин ))) В любом случае мир такой, какой он есть, и чем ровнее мы к нему относимся, тем нам же легче.
Я этот случай вспоминаю особенно часто из-за того, что он очень яркий. В общем, совсем не так уж здорово при каждом удобном и неудобном случае использовать ненормативную лексику. А вот схема, которую я привожу при разборе случая — она точно всегда работает.
Мне кажется, что это очень хорошо — когда человек с годами меньше очаровывается и, следовательно, меньше разочаровывается. И это то, к чему желательно стремиться. Жаль, что не у всех людей получается. И даже у тех, у кого получается, могут быть срывы.
На самом деле — надо быть просто пофигистом. Во всяком случае, я так понимаю идею этого поста
К этому — «быть просто пофигистом» — многие стремятся, но у большинства сие не получается.
У меня была подруга (сейчас она уже не с нами), так вот она очень хорошо умела дробить огромную для меня проблему. Разбивала ее на кусочки и в итоге, я сама поражалась, отчего я так была расстроена вначале.
Тоже своего рода вывод из под негатива.
Но я вот так не очень умею, хотя, конечно, стараюсь. Скорее всего здесь нужен взгляд со стороны… не навороченный кучей наших переживаний.
Надо попробовать ваш метод применить. Спасибо.
Дробить проблему — хороший прием, даже поговорка есть: «Слона надо есть по кусочкам». Ваша подруга использовала действенный метод. ОН особенно хорош для людей российского (бывшего советского) менталитета.
И взгляд со стороны — великая вещь. Иногда, конечно, очень хочется, чтобы вместе с тобой покопались в ситуации, подумали, порассуждали… А порой — здорово, когда тебе, не заморачиваясь особо на деталях, «разрешают» послать все свои переживания куда подальше.
Есть в фильме «Всё будет хорошо» отрывок про финский плащ. Его в контакте острословы окрестили «Русским методом решения проблем». Посмотрите! Жалко, что к комментариям нельзя файлик прикрепить!
Давно очень фильм не смотрела, надо будет восстановить в памяти:)
Я в своей жизни с таким никогда не сталкивалась, даже не верится, что такое возможно. Хотела бы я так уметь)
Это не так уж трудно. Научиться — хотя бы для себя и своих близких — вполне возможно.