«МАТРИЦА», СМЕНА ПОЛА И РАЗГОВОРНЫЙ ГИПНОЗ: КАКАЯ СВЯЗЬ? часть 1

На прошедшей неделе в СМИ и соцсетях очень активно обсуждалась тема смены пола режиссером трилогии «Матрица» Эндрю Вачовски, а в связи с этим событием вспомнили и более раннюю, аналогичную историю — превращение в женщину его родного брата Ларри. Я обычно не заостряю своего внимания на таких новостях: ну, стали братья сестрами — и ладно, заодно и пропиарились, что совсем не лишнее для деятелей шоу-бизнеса. Зацепили меня два момента.

Andy Wachowski (L) and sibling Lana Wachowski, the screenwriters, producers and directors of the new film "Cloud Atlas," pose as they arrive for the film's premiere at Grauman's Chinese theatre in Hollywood, California, October 24, 2012. Lana Wachowski, who was formerly Larry Wachowski, has become the first major Hollywood director to publicly come out as transgender. Wachowski and her brother Andy directed the hit film "The Matrix." REUTERS/Fred Prouser (UNITED STATES - Tags: ENTERTAINMENT) - RTR39JX6

Первый момент — пол решил сменить не кто-нибудь, а создатели фильма «Матрица», который сегодня, может быть,  уже и не воспринимается как нечто революционное, но тогда, когда он только вышел — ого-го! Какие страсти бурлили! Какие предсказания озвучивались! И, как это ни печально, кое-что из этих предсказаний уверенно сбывается, хотя и не совсем так, как это рисуют братья,  ой, простите, теперь — сестры Вачовски… Второй — припомнилась трагикомическая ситуация из моей практики, которая имела место несколько лет тому назад.

Начну с «Матрицы». Фильм содержит в себе большое количество смыслов, и каждый человек после просмотра выносит оттуда что-то свое —  в зависимости от собственного отношения к жизни, культуры страны, в которой вырос, религии, возраста, жизненного опыта и того, что для него наиболее актуально на момент просмотра ленты и т.п. На мой взгляд, это и есть признак талантливого произведения: когда зритель извлекает из него что-то важное именно для себя.

M14

Не буду в деталях распространяться о том, какое впечатление тогда, в начале двухтысячных,  произвел  на меня фильм; отмечу лишь самое сильное чувство от его просмотра: безмерное удивление от того, как легко Система  перехитрила людей, внушив им совершенно не соответствующую реальности картину их же жизни. В гипнозе это называется внушенными галлюцинациями. Как подобное выглядит в реальности: человек, возможно, сначала неохотно, а потом все горячее соглашается с каким-то постулатом. И чем больше времени проходит, тем яснее он «видит» то, что ему внушают и верит, что это — его персональный выбор. Как в «Матрице» — герой видит вокруг себя благоденствие, довольных жизнью людей, каждый из которых, в свою очередь, излучает уверенность в том, что все идет прекрасно. И только после некоторых действий Морфеуса и Ко  Нео вдруг начинает различать картину реальности: серость, разруху, обман. Ну так он — избранный, а какое количество людей никогда этого не увидят и не поймут, что живут в Матрице?

yggh

Сейчас, благодаря развитию соцсетей, происходит нечто подобное.  Информации очень много. Само по себе такое ее количество провоцирует информационный стресс и снижение качества восприятия. То самое клиповое мышление, над которым издевается сатирик Задорнов, тоже не просто так появилось. Канал поступления информации — по преимуществу визуальный, что в принципе затрудняет критическую обработку нового материала. Времени в виртуальном пространстве люди проводят все больше  — а чем больше его тратится, тем значимее человеку кажется то, на что оно тратится. Провожу параллель с гипнозом — чем длительнее транс, тем больше времени для внушений и тем дольше выход в обычное состояние.

confusion-2-e1339100057480

Еще один важный элемент «Матрицы» в реале: переформатирование  фактора сравнения себя с другими. Что было до соцсетей? Живешь и знаешь, как обстоят дела у тебя, у родни, у друзей-подруг, ну, может, у кого-то из коллег. И понимаешь, что и проблемы у всех приблизительно одинаковые. А, поняв, успокаиваешься:  у меня все, как у людей, где-то получше, где-то похуже, но в целом — нормально!

Чезаре-Ломброзо

А теперь? Рассказывая о себе в Одноклассниках, Инстаграмме, Вконтакте, ФБ и других сетях, многие — хотя и не все — стараются скрыть проблемы, отлакировать действительность, а то и откровенно лгут. При просмотре иных профилей возникает ощущение, что у этого человека — не жизнь, а сплошная сказка. Наверное, он никогда даже не простужается, его не огорчают дети, ценит и любит супруг / супруга, нет никаких проблем ни на работе, ни с деньгами, ни с пожилыми родственниками… да он только и делает, что отдыхает на Бали, в Гоа или Таиланде или, в крайнем случае, на благоустроенной даче; а то еще учится варить мыло на модном мастер-классе, или идет в гости к таким же, как и он успешным людям; или внимает классической музыке в престижном концертном зале… Напомню, что знаем мы все это, так сказать, из первых уст — от него самого и из селфи, которые он выложил в сеть.

К слову, коллега-психотерапевт как-то рассказывала мне, что самые жизнеутверждающие профили в соцсетях —  у людей с депрессией, и им таки удается создать нужное впечатление у окружающих… вот только проблема депрессии никуда не девается.

mask

При чем тут сравнение себя с другими? При том, что благодаря соцсетям, мы можем изучать профили самых разных людей и, естественно, сравнивать себя с ними. И порой кажется, что у всех все хорошо… а вот у тебя — как-то не очень. И хотя разум подсказывает, что, скорее всего,  мы имеем дело с постановкой, глаза и эмоции говорят другое: у них — все ок, у тебя — нет. Человеку неприятны такие чувства. И он начинает убеждать себя, в том, что и у него «жизнь удалась».  Он старается. Его вера растет. Разница  между реальной жизнью и виртуальной становится все более резкой.

ui-563c52eadf4256.30009940

Про гипноз: есть такой прием быстрого введения в транс, который называется приемом замешательства. Суть его в следующем: для любого нормального человека дискомфортно нахождение в состоянии неопределенности. Представьте себе — к вам подходит на улице совершенно нормальный с виду человек и серьезным тоном спрашивает что-то вроде: «Вы не видели, тут не пробегал фиолетовый кенгуру? Он мне денег должен и скрывается». Возможно, что вы решите — это розыгрыш или шутка, но если незнакомец будет пытаться продолжить разговор, вы, скорее всего, постараетесь его прекратить (есть люди, которые с энтузиазмом поддержат беседу, но их меньшинство). Почему? Потому что непонятно — то ли это ставшая с некоторых пор популярной  «скрытая камера», то ли гражданин и вправду не в себе, и вообще, кто его знает, чем это может кончиться? Вот это и есть неопределенность. Ее можно создать искусственно, путем создания конфликта между каналами восприятия: зрение говорит одно, слух —  другое, чувства — третье, а разум совсем отключился. В такие моменты —  когда не работают привычные стереотипы, люди уходят в состояние транса и становятся более внушаемыми. А для того, чтобы неопределенность закончилась, они готовы даже на такие поступки / уступки, которые для них пусть и не будут выгодными — но уж хотя бы  понятными…

 

pointinghand

И если человек, проводящий много времени в соцсетях, все время находится в состоянии конфликта между «вижу», «чувствую» и «понимаю» — это и есть замешательство. А значит — отключаются логика и критика, бастует интуиция, и очень хочется получить «волшебный пендель» со стороны. А кто хочет — тот получит. Кстати, как вы думаете, почему в соцсетях столько рекламы?

В общем, «Матрица» как «Матрица» — все признаки налицо:

  • Вовлечение огромного числа людей;
  • Непродуктивная трата большого количества временных, физических и психологических ресурсов;
  • Отключение у людей критичности, а перспективе — и способности думать;
  • Повышенная внушаемость и управляемость;
  • Симуляция жизни и ее движения — при их отсутствии.

Можно ли с этим что-то сделать? Можно. Об этом — в продолжении, которое следует. И об истории со сменой пола — тоже.

Подпишись на рассылку публикаций!

Понравился пост? Поставь свой Лайк!

54 Comments

  1. Land_driver 14.03.2016

    Ну вот, прервала на самом интересным месте, так всегда

    • Ага, это как в том анекдоте:
      — Знаешь, как заинтриговать человека?
      — Нет, расскажи!
      — Завтра расскажу.

  2. Татьяна Махова 14.03.2016

    Скорее давайте продолжение! История с Вачовски мне покоя не дает. Вот именно, что не обычные люди пол сменили, а знаковые.

    • Будет продолжение. Просто так очень объемный текст получился, трудновато читать.
      Вачовски — знаковые люди. Но в плане отношения к своему полу законы одни и те же действуют; просто у таких, как Вачовски, гораздо шире и выбор, и возможности.

  3. Лада 14.03.2016

    Ох, уж эти соцсети… Всё сделано для того, чтобы отвлечь и увлечь. «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас».

    • Да, в общем-то соцсети — очень хорошая идея. Согласитесь, лет пятнадцать назад мы и мечтать не могли о том, чтобы с такой скоростью обмениваться информацией. Другое дело, что используются сети на один процент от их реальной полезности.

      • Сергей 25.03.2016

        Да, да. И на эту тему тоже анекдот вспомнился (раз уж тут не возбраняется их рассказывать)))
        Подружка Алисы Селезнёвой спрашивает:
        — Как там у вас в будущем?
        — Ну, много разного интересного, Интернет, например. В нём все знания человечества, накопленные за века.
        — И как? У вас там, наверно, все умные, да? Рассуждаете об открытиях, о космосе, получаете самые объективные новости, да? Что вы там делаете в этом своём Интернете?
        — Ну, в основном скандалим и фотографии котиков смотрим…

        • Я помню, меня в свое время неприятно удивила опубликованная крупным поисковиком статистика запросов. если ей верить. то в И-нет наши люди заходят, в основном, за порнографией или ответами по ЕГЭ. Хочется надеяться, что это все-таки преувеличение.

  4. Svetta 14.03.2016

    Коварная! Продолжай же! Пока мы обратно не окунулись в соцсети!!!

    • Вообще-то просто пост получился слишком большой, пришлось на два поделить, но идея такой интриги для повышения мотивации посетителей блога мне понравилась:). НО теперь, даже окунаясь в соцсети, вы будете начеку. Да и потом, тем, кому сейчас за 37-40 лет все эти страсти грозят в меньшей степени — они знают, что есть альтернатива. А вот каково тем, кто на соцсетях вырос?

  5. AS 14.03.2016

    Тема зависимости от социальных сетей — довольно скользкая. Не боитесь, что в ретроградстве обвинят? Жизнь-то показывает, что мы все больше и больше перемещаемся в виртуальный мир. И потом, что тут предлагается? Не пользоваться сетями? Детям запрещать? И про смену пола тоже непонятно, при чем она тут?

    • Ну, обвинят, так обвинят, не страшно. Я, в общем, не столько про зависимость от социальных сетей, сколько про управление поведением человека через этот инструмент и неконтролируемость дальнейшего развития событий. Помните, на закате СССР массовые сеансы Кашпировского? Ведь он отнюдь не шарлатан — дипломированный врач, действительно, высококлассный гипнотизер, специалист, который и в самом деле помог большому количеству людей. Но вот эта громадная аудитория — не только собранная в зале, где он работал, а еще и те, кто смотрел на это по ТВ и, следовательно, также участвовал — была бесконтрольной. Так же и с сетями. Инструмент мощнейший, но как им люди пользуются? Смотрят новости, ругаются и поливают друг дружку грязью, постят красивые или забавные картинки. Но картинки — ладно, а вот скорость формирования слухов, которые на глазах превращаются в уверенность — просто страшная. Поэтому, на мой взгляд — пользоваться, конечно, грех не пользоваться такими возможностями. Но не забивать при этом гвозди микроскопом, тратя время и силы на суррогат жизни и, самое главное к теме гипноза — мозги не отключать. А ведь согласитесь, почитаешь, что люди пишут, и подумаешь иной раз — дружит ли человек с головой?
      Про смену пола будет в продолжении поста через несколько дней.

  6. Маргарита 14.03.2016

    Совершенно справедливо. Самое неудобное положение — неопределенность. Только никогда не задумывалась, что человек в это время особо уязвим. Спасибо за подсказку. Теперь другими глазами взглянула на некоторые вещи.

    • Мне кажется, самой лучше метафорой. чтобы передать состояние человека в неопределенности, будет балансирование на узкой жердочке. Жердочка, в зависимости от жизненных обстоятельств, может быть подняты выше или ниже, но для обычного человека даже высота в 50 см. может быть дискомфортной, и он будет рад любому предложению прекратить это состояние.

  7. forourmen 15.03.2016

    Видел вскользь эту новость, вы куда интересней ее описываете. Будем ждать продолжения, соц сети это популярный бум, с которым люди еще не научились работать. Скоро устаканится и они будут восприниматься как часть жизненного цикла, а пока, укравшие деньги подростки, красуются в инстаграм добычей. Это останется всего лишь игрушкой, которой человечество пока не наигралось.

    • Да, новость как-то всколыхнула народ, скольких людей, оказывается, интересуют Вачовски! Тоже, кстати, соцсети немало посодействовали распространению этой информации.
      Я тоже очень надеюсь, что человечество и этим переболеет и выйдет из испытания более сильным. Что беспокоит — не слишком ли высокой окажется плата за жизненный опыт, как у тех самых подростков, которые, в конечном счете, сами на себя настучали.

  8. Larisa 15.03.2016

    Я тоже пользуюсь подобной интригой, но чаще для того,что бы не отправлять в блог слишком длинную статью, не слишком длинная лучше воспринимается, при условии, если ее вообще читают ! :-) А «Матрица» и правда заставляет задуматься, сколько смотрела фильм, всегда воспринимала его иначе. Надеюсь основная интрига будет раскрыта в следующей статье?! 😉

    • Народ отвык читать длинные тексты, есть такое дело. Когда я училась гипнозу, наш преподаватель, Евтушенко В.Г., задал нам задачку:
      «Я много езжу по всему миру с сеансами эстрадного гипноза (он — один из очень немногих профессионалов, кто работает и в медицине, и на эстраде — З.Е.). Бываю, в том числе, и в других странах. Там, конечно, требуется переводчик. Как вы думаете, по каким критериям я отбираю переводчика — если учесть, что языка я не знаю и оценить качество перевода не могу?
      Ну, мы стали строить догадки, кто во что горазд. Он нас послушал-послушал и сказал:
      — Не угадали. Я выберу того, кто затратит больше всего времени на перевод моей фразы. Потому что это значит, что он постарается максимально точно передать на своем языке мою мысль.

      Интересно, сейчас, в век укорочения всех текстов, как он выбирает переводчика? Подозреваю, что так же, как и раньше.

      Интрига во второй части будет раскрыта:)

      • Land_driver 15.03.2016

        А из моего переводческого опыта, те, кто дольше всего переводит фразу, особенно если перевод застрагивал какую-то техническую сферу, как правило изначально был гуманитарием и вообще не понимал, о чем говорит докладчик. Когда еще компьютеры стали появляться, один такой минут пять переводил слово «пиксель», т.к. Не знал ни такого слова, ни такого понятия

        • Так разговорный гипноз, скорее, гуманитарная область знания, разве нет?

          • Land_driver 19.03.2016

            У меня в институте на третьем и четвертом курсе был предмет — технический перевод. Мы статьи о реакторах и термоядерном синтезе переводили. Так какая это область по-твоему?

          • Перевод — область лингвистики. Лингвистика — сфера гуманитарная. Чтобы сделать технический перевод, человек должен знать язык. Если он не знает законов языка, с которого переводит, он только переведет терминологию. Поэтому техническим переводом должны заниматься люди, которые хорошо знают ОБЕ области — но никак не только техническую.

        • Larisa 16.03.2016

          Леночка, что касается перевода, я бы тоже предпочла тот же вариант. Но люди в наше время или куда то спешат, или же им не интересна тема статьи и на сайт приходят только для того, что бы получить комментарии в ответ. Мне еще «нравится» выражение, часто встречающееся в комментариях, причем безо всякого ложного стыда — прочел (прочла) по диагонали статью… Как же неприятно читать подобное! Вот и стараюсь статьи делить на более короткие, хотя и здесь своя выгода — лишняя пререлинковка в угоду Яндексу! :-)

          • Да, народ сильно спешит. Я сегодня была на конференции, там присутствовало много молодых людей в возрасте 18-22 лет — на минуточку, студент уважаемых вузов. Я наблюдала за тем, как они держат внимание. Очень стараются — но им это нелегко, минут через 8-10 просто отключаются, по лицу видно. И это при том, что материал для них интересный. Так же и с чтением, пожалуй, даже сложнее.

  9. Максим 15.03.2016

    Интрига конечно осталась, но если честно от истории с Вачовски я в шоке

    • Да там все не так уж страшно. У них, в общем, не самый сложный вариант.

  10. Юлия 15.03.2016

    Очень правильно написано о профилях в соцсетях. Я далека от гипноза, но когда вижу слишком много демонстративно счастливых фотографий и статусов, то становится понятно, что у человека какие-то проблемы! Ведь счастье любит тишину!

    • Есть изумительная цитата из романа «Звезды над Самаркандом» (автор — Сергей Бородин), не ручаюсь за абсолютную точность: «Ты сказал, и я поверил, ты повторил, и я стал сомневаться, ты стал настаивать — и я перестал верить!». Так и здесь.

  11. Valera 15.03.2016

    Мне кажется, что обстоятельства будут только усиливаться в сторону дискомфорта. Такая фаза Жизни…

    • Жить-то все равно приходится — фаза, не фаза. Комфорт и дискомфорт — понятия, трудно разграничиваемые, поэтому можно постараться чуточку перетянуть свою жизнь в сторону комфорта.

  12. Светлана 15.03.2016

    Ох, как мне нравится профессионализм)!
    Любуюсь просто))!

    • Спасибо!

    • Лада 16.03.2016

      Присоединяюсь :) Захожу каждый день и читаю комментарии автора…

      • Спасибо, Лада! Я считаю, что комментарии тоже очень важны — в основном посте всего не напишешь, да и у читателей могут быть разные «акценты» в их интересе к материалу.

  13. Хребтов Александр 15.03.2016

    Все правда, так и есть. Матрица в действии) Версия 01.00 :)
    Соц сети использую для продвижения, но даже иногда попадающие на глаза новости, бывает цепляют. Все построено так, что бы овладеть человеком. Я представляю, состояние людей зависимых от них.
    Ни когда серьезно не относился к статусам и постам на стене, но о владельце иногда по ним можно сказать многое)

    • Согласна, новости цепляют, даже и не хочешь останавливаться — а притормозишь. А как только остановился — начинает развиваться трансовое состояние. Я в Интернете анекдот забавный нашла на эту тему:
      Воскресное утро в семье:
      — Милый, я быстренько загляну в Интернет?
      — Ага! Детей ужином я сам покормлю.

      А что до статусов и постов — человек, когда все это вывешивает, конечно, вольно ли, невольно ли, старается произвести некое впечатление на тех, кто будет это читать-смотреть. И подтасовывает. Но при этом ТАКОЕ количество интимной информации выплескивает… хорошо, хоть сам этого не понимает.

  14. Я в общем то не слишком любопытна и личная жизнь людей меня мало волнует, поэтому и к соцсетям отношусь лишь как к инструменту для продвижения своих блогов, а выкладывать фото, или новости о себе, разборки устраивать — это не для меня. А ведь многие живут Вконтакте или Одноклассниками — вот их я не понимаю.

    • Может быть, потому что в реале не очень получается жить? В сетях все можно отлакировать и откорректировать. И потом — некоторые люди так одиноки, что, может быть, даже получение поддержки в виде «лайка» — лучше, чем ничего. Мне кажется, что чаще всего это бессознательно происходит. И, наверное, те, кто делится интимной информацией, выигрывают в том, что все же получают внимание и поддержку. А мнение тех, кому подобное не нравится, им не так уж важно, поскольку цель достигнута.

  15. Larisa 17.03.2016

    Ну в двадцать с небольшим торопиться жить — просто смешно! Тем более, что конференция, скорее всего интересна им. Но увы — не приучены к тому, что бы долго и сосредоточено внимать лектору. А уж тем более, мало кто будет читать статью длинную, к тому же если зашел просто за ответным комментом человек — оно ему надо — да фиг там… Обидно бывает, хотя уже и привыкла…

    • Вы правы,Лена,в основном так и есть! В соцсети никто его не знает — для фантазии, раздолье — можно себя хоть принцем представить, а можно и безнаказанно человека оскорбить — в зависимости от цели посещения. И нравится-не нравится, спи моя красавица — я свое получил! :-)

  16. Кнопочка ответить у вас не работает! Жаль!

    • Land_driver 17.03.2016

      Не могли бы вы описать, что вы конкретно пытаетесь сделать, и в чем выражается то, что кнопка Ответить не работает? Пытаюсь воспроизвести вашу ошибку -не получается. Спасибо

  17. Ирина 18.03.2016

    Надо меньше обращать внимание на соц.сети. Лучше ориентироваться на живых людей. И стараться не сравнивать себя с ники, а просто на них ориентироваться.

    • Увы, как показывает практика, чем моложе или, правильнее, младше человек, тем труднее ему ориентироваться на живых людей. Живые — они такие будничные, с проблемами, а в соцсети — все ярко, выпукло, отфотошоплено. Конечно, хочется равняться на идеальную картинку, это вполне свойственно человеку. Мы же и в реальной жизни редко когда сравниваем себя с теми, кто стоит заметно ниже о социальной лестнице — с бомжами, например. Чаще взор обращается на тех, кто близок нам по статусу, но живет получше (или, когда помучиться хочется — на «звезд»). Но человек, который имеет жизненный опыт, через некоторое время приходит к закономерному выводу о том, что каждому — свое. У молодого человека такого опыта нет, а есть «картинка» некоего благополучия, которое неизвестно, откуда взялось, но очень привлекательно. А позиционирование людьми собственной «успешности» в соцсетях еще и усиливает впечатление: «у всех все здорово, а я — неудачник». Ну, и реагируют молодые люди на это по-разному.

  18. Сергей 19.03.2016

    Так что же можно с этим сделать???? Жду продолжения с нетерпением.

    • Еще немножко, еще чуть-чуть… очень тяжелая неделя выдалась, а пост непростой:)

  19. Наталья 24.03.2016

    Мне понравилось, как вы подаете причины, по которым люди сидят в соцсетях. И, действительно, многими из них очень легко манипулировать. Но дело не в соцсетях, а скорее в том. что человек позволяет собой манипулировать. Такое может случиться не только в соцсетях.
    А что касается братьев/сестер Вачовски — ни я, ни мое окружение не воспринимает это событие в жизни режиссерок, как нечто знаковое. Не думаю, что стоит заострять внимание и проводить параллели между их творчеством и их личной жизнью.

    • Манипулировать можно не только теми, кто «живет» в сетях. Просто они — более легкая добыча, хотя бы потому что уже согласились на некоторые правила игры.
      Насчет знаковости события в жизни Вачовски — я, признаться, тоже думаю, что это — исключительно их дело. Но тот шквал любопытства и горячих обсуждансов в сети, который был в первые дни, когда появилась эта новость, показывает — тех, для кого это важно, немало.

  20. Анастасия 19.04.2016

    О, да) Насчет социальных сетей все точно подмечено. Порой просматриваешь ленту и удивляешь, насколько у людей жизнь безупречно и когда все успевают) Сама я живу по принципу: «счастье свое нужно беречь и никому не показывать») Фото на всеобщее обозрение добавляю очень редко. С близкими друзьями только в ЛС перекидываемся фото.

    • На сегодняшний день народ как-то стал более бережно относиться к собственной личной жизни. Хотя и сейчас бывают очень забавные случаи — то чиновница сфоткает, как ее кот черную икру ест, и выложит фото в ФБ, то соискатель вакансии топ-менеджера в ВК выложит собственноручно написанный эротический рассказ…Будем надеяться, что народ будет продолжать умнеть:)

  21. Владимир 24.04.2016

    Социальные сети помимо возможности общаться дают возможность создать альтернативного себя, который лучше себя реального. Вместо того чтобы человеку меняться самому (а это требует определенных усилий), проще поменять профиль или статус. Плюс огромный поток информации, избыток которой способен заставить мозг «зависнуть». Вероятно, соцсети можно к какой-то степени назвать прототипом матрицы.

    • Пока еще нам на руку играет наша бедность — интернет есть еще не везде, а где есть — не всегда хороший. Поэтому есть объективные ограничения постоянному нахождению в сетях. А вот что будет, когда этот вопрос окончательно разрешится — как-то даже боязно думать.

  22. Печатка 10.08.2016

    По крайней мере, транс неприметный. Разговорный. Такой, чтобы нам не требовалось сознательного согласия собеседника на погружение. Чтобы неискушенный наблюдатель не мог вычленить момент начала и окончания сеанса гипноза. Другими словами, чтобы нас нельзя было «поймать за руку». И это, разумеется, налагает определённые обязательства в смысле скрытности и косвенности воздействия.

    • Гипноз — суть инструмент. Конечно, лучше, чтобы этот инструмент находился в честных руках.

Comments are Disabled